Сервис вне закона: как нарушают правила рестораторы


Крымский сервис известен далеко за пределами полуострова, причем ни для кого не секрет, что слава эта отнюдь не лучшая. В этом материале я рассмотрю ситуации, которые возникают сплошь и рядом как со стороны рестораторов, так и со стороны гостей заведений.

Кто платит за разбитую посуду?

На самом деле платить за разбитую по неосторожности посуду , исходя из ст 210 ГК РФ вы не обязаны, поскольку бремя содержания имущества несет собственник заведения. Однако тут есть несколько но. Если заведение в прейскуранте указало стоимость посуды и сообщило о том, что при ее бое, вам придется заплатить, то в некоторых случая это сделать придется, поскольку вы согласились на условия публичного договора.

В этом случае должны быть соблюдены следующие условия.

Начнем с того, что если в меню все же позиция боя есть, то согласно требованиям Роспотребнадзора там же должна стоять личная подпись руководителя и печать предприятия, который меню утвердил.

Если все это есть, то вы должны понимать, что стоимость посуды должна быть экономически обоснована, то есть стакан за 50 рублей не может быть в меню ценою 200.

Даже если оба озвученных требования выполнены, то в чеке позиция боя должна быть именно с указанием наименования, причем эта же позиция должна быть в фискальном чеке.

Кто платит за разбитую посуду?
Кто платит за разбитую посуду?

В случае, если заведение не выполнило хотя бы одно из этих требований, то за бокал вы не платите, а если возникает спорная ситуация, то можно смело обращаться в Роспотребнадзор.

И, кстати, брендированная посуда не оплачивается ни в одном случае, поскольку она была предоставлена ресторану бесплатно и убытков в данной ситуации он не несет (кроме случаев, если ресторан не доказал обратное, к примеру счетом на оплату бокала)

Правомерно ли вписывать чай или шоу-программу в счет?

Нет. Об этом четко говорит закон, но и тут есть лазейка. Как и в случае с посудой, вы должны быть заранее предупреждены о такой услуге, все должно быть отображено в фискальном чеке.

Что касается шоу-программы, если вам выставили счет за мероприятие, которое вы посетили случайно (уже сидели в заведении или заранее бронировали стол), то можно смело не платить, потому что никто не может вам навязать услугу сверх той, что вы заказали.

Можно ли оплатить только одно блюдо из комплекса?

Удивительно, но и это возможно. В том случае, если в публичном договоре/правилах ресторана не указано, что комплексный обед — это одна полноценная услуга, которая не делиться и стоит одинаково вне зависимости от того пьете вы чай или нет, то вы можете попросить только одну часть комплекса и вам должны обозначить его цену, которая не может быть больше стоимости комплекса. Откуда это взял? Да все из той же статьи 16 закона о защите прав потребителей, ведь нас никто не имеет нагружать допуслугами и заставлять покупать больше, чем хотим

блюдо из комплекса
Можно ли оплатить только одно блюдо из комплекса?

Можно ли установить минимальный заказ?

На самом деле, вам не могут навязать плату сверх той, что вы планировали. В этом отношении Роспотреб на стороне потребителя. Вас фактически обязываю что-то купить, а также ставят в неравное положение с гостями, которые способны оплатить минимальный заказ, а это противоречит нормам предпринимательской деятельности, нарушают гражданский кодекс (части 1 и 3 ст. 426)
Однако в ситуации, когда в наглядной и доступной форме вам сообщили, что на столах есть так называемый “депозит”, если это прописано в правилах и закреплено печатью руководителя, то такое возможно, но лишь в отношении части столов, поскольку ресторан практически всегда не может ограничивать доступ гостя и отказать ему в праве выпить чаю.

В общем, сделать тотально все столы платными заведение не может, а при отсутствии соответствующего документа вообще ни один стол не может быть с депозитом. А по хорошему, минимальный заказ и вовсе можно признать незаконным при толковом юристе

И пара слов о правах рестораторов

Обязаны ли вам подать воды бесплатно?

Бытует мнение, что заведения общественного питания обязаны предоставить по просьбе стакан воды, к примеру, чтобы запить таблетку. Нет, не обязаны, это миф.

Нет ни закона, ни постановления, которые обязывают делать это. Когда-то давно такую возможность обсуждали, но дальше обсуждений дело не зашло, но в головах гостей отложилось, будто это святая обязанность ресторана. Администрация может по доброте душевной дать вам воду, но это исключительно в рамках человеческого отношения.

Могут ли вас заставить снять верхнюю одежду?

Могут, причем при наличии гардероба с гардеробщиком или без вообще без проблем. Если же места для хранения вещей нет, то тут уже сложнее. Гость может и поспорить, но и в этом случае закон на стороне рестораторов, Постановление Правительства №1036 разрешает заведению отказать вам в обслуживании, если вы отказались снять верхнюю одежду.

Кто при этом несет ответственность за вещи?

Гражданский кодекс достаточно ясно дает понять, что за ващи вещи, оставленные в гардеробе или месте хранения несут ответственность и магазины и рестораны и все-все-все (статьи 891,901,924).
Кроме того, за вещи оставленные, к примеру, на столе. В пункте 2 статьи 924 ГК РФ и пункте 1 статьи 891 ГК РФ определено, что администрация заведения должна принять все необходимые меры для обеспечения сохранности вещей, оставляемых посетителями без сдачи их на хранение. НО многочисленная судебная практика показывает, что обычно гость проигрывает в таких делах в апелляционном суде, так что лучше следить за своими вещами самостоятельно, если вы не сдали их

Гость и владелец заведения должны запомнить одно: в общепите мы заключаем публичный договор и если в нем не прописаны особые условия, то требовать их от гостя никто не имеет права. Однако помните, что не все правила правомерны и прежде чем писать их, хорошо ознакомьтесь с законами, а лучше проконсультируйтесь с юристом. 


Виктор Киселев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх