Как стать хорошим официантом?


Меня поразило большое количество откликов со стороны сотрудников общепита касаемо того, что в Севастополе не обучают на официанта. На самом деле так и есть, нет в городе ни единого места, которое сделает из вас профессионала, я бы не рискнул предположить, что подобное место есть в Крыму. Но «обучиться» на официанта можно самостоятельно без каких-либо проблем. Сейчас я постараюсь расписать некоторые основные шаги на пути к званию «мой самый любимый официант».

Шаг 1. Осознание

Вы должны любить то дело, которым собираетесь заняться. Нельзя идти в индустрию гостеприимства, если в перечне твоих целей «впечатлить гостя» находится не на первом месте. Общепит — это увлекательнейшая и многогранная история, которая может обернуться для тебя невероятным жизненным приключением. Идти работать в эту сферу просто так, не рекомендуется, здесь нужно отдавать частичку себя, чтобы быть профи.
Итак, ты понял, что общепит это твое и определил свое направление «ЗАЛ», то переходим к шагу два.

Шаг 2. База

Допустим, что официант ты нулевой, нет опыта вообще, но есть, как мы уже выяснили, вагон и маленькая тележка желания. Открывай гугл, забивай правила сервировки стола, правила подачи блюд, правила обслуживания в ресторане\кафе\пабе, правила, правила, правила… Два-три дня просмотра роликов и тренировки в домашних условиях позволят тебе освоить базовые навыки. Естественно, крутить разнос на одном пальце ты научишься потом, но базу получишь.

Шаг 3. Место

Выбор места работы. Это самое важное для тебя, неправильно выбранное место работы может уничтожить всю искру. Определи несколько мест, где тебе самому нравится отдыхать, где качественный сервис, приятные официанты и опытный админ. Всю эту информацию можно получить либо наблюдая за персоналом, либо изучив многочисленные отзывы.

Итак, ты избрал для себя общепит, как сферу мечты, получил базовые навыки и максимально отточил их на родственниках, выбрал пару мест работы и теперь готов к шагу номер четыре.

Шаг 4 Собеседование

Помню одно свое собеседование, которое длилось минуты 3-4 от силы. Просто попросили рассказать что для меня общепит и после монолога приняли на работу, не интересуясь даже стажем и прочей лабудой. Опыт не всегда имеет значение, а иногда его отсутствие даже в плюс. Очень тяжело найти фанатика, который живет общепитом и видит свое развитие только в нем, мало того, считает, что рано или поздно будет сам управлять своим заведением. На собеседовании HR хочет от тебя слышать не то, сколько лет и где проработал, какие языки знаешь и какие курсы окончил, он улавливает то, как общаешься язык жестов, манеру, стойку, движения рук, уверенность — это решающие факторы. Будь у тебя три тысячи лет опыта, но при этом ты мямлишь как ботан — не видать тебе  работы

Шаг 5. Стажировка

Тебя взяли на стажировку. Первый совет — не считай дни до момента, когда начнет капать реальная денежка, запомни, твой испытательный срок — это школа, за которую некоторые сами платят реальные деньги. Забудь обо всем и лови каждое слово и жест своих коллег, учи меню, доканывай бармена и поваров, узнавай ингредиенты, тонкости приготовления, попросись в стажировку на кухню, узнай, как работает посудомоечная машина, напросись на мастер-класс по приготовлению капучино, делай все, что поможет тебе стать хорошим специалистом. Это бесценный опыт, благодаря которому ты станешь «моим любимым официантом» и благодаря которому сможешь так встретить и пообщаться со мной, что в следующий раз я обязательно вернусь.

Несколько коротких советов:

— Учись всегда. Нет, ты не опытный, ты умеешь крайне мало и уровень твоих знаний даже спустя эти годы составляет 0,3%. Не упускай ни единой дегустации, мастер-класса и тд, даже если это не касается работы в зале, но связано с общепитом. Как только ты понял, что ты знаешь все — можешь увольняться и осваивать вязание.

— Разговаривай со своими гостями, будь для них другом, но без фамильярностей. Всегда спрашивай их впечатления, если видишь, что человек настроен на диалог, расскажи ему историю блюда или задай пару корректных вопросов после которых он сможет приоткрыться. Официант, который знает истории своего гостя, его увлечения, имя детей и кличку кошки — самый лучший официант.

— Если ты вдруг осознал, что общепит тебе не интересен — уходи. Ресторанный бизнес — это особая история, не терпящая пренебрежительного отношения. Сюда нельзя идти просто для того, чтобы заработать денег.

— Никогда не прислуживай. Помни, что ты не обслуга, а вежливый хозяин. Сегодня этот человек у тебя дома и ты должен его встретить как подобает. Выстраивай отношение с гостем так, чтобы он разговаривал с тобой на равных.

— Лучше не плевать гостям в суп — они этого не любят.

Это примитивные шаги и советы, но именно они делают официанта официантом, а не то, как ровно ты кладешь вилку на стол. Конечно я не мог описать тут все, что нужно для официанта, для этого нужно потратить немного больше времени, чем пятнадцать минут. Естественно, кто-то может быть со мной не согласен. Но я уверен, что любому, чтобы стать хорошим официантом, надо запомнить только одно: общепитом нужно жить, а этому никто не учит.


Виктор Киселев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх